Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
06.01.17 00:00

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В  5-7 КЛАССАХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

« Баскетбол»

Составитель:   Евтушенко С.В.

учитель физической культуры

МБОУ   гимназия  №10

г. Шахты

2016- 2017г

Пояснительная      записка

В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

Программа по баскетболу для  учащихся 5 -7 классов  способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.

Цели и задачи

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

Задачи программы:

обучающие

1) Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;

воспитательные

2) содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

3) воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;

развивающие

4) способствовать укреплению  двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости

5) развивать координационные способности и воли.

Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-13 лет.

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе.

Срок реализации программы – 1 год, 68часов.

Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

Особенности набора детей – свободный набор

Режим занятий: 2  часа в неделю.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать:

· Основы знаний о здоровом образе жизни.

· Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе,  стране.

· Правила игры в баскетбол.

· Тактические приемы в баскетболе.

Уметь:

· Выполнять основные технические приемы баскетболиста.

· Проводить судейство матча.

· Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

Развить качества личности:

· Воспитать стремление к здоровому образу жизни.

· Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.

· Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.

· Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Формирование универсальных учебных действий

УУД

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знания о физической культуре

Личностные, коммуникативные

• рассматривать физическую культуру как явление культуры;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Личностные. коммуникативные, регулятивные

• использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной  деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.

Физическое совершенствование

Личностные

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности;

• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места.

Возраст

Пол

Оценка высоты прыжка

средний

выше среднего

высокий

11 лет

Д

М

24-28

25-30

29-33

31-35

34 и выше

36 и выше

12 лет

Д

М

25-30

28-33

31-35

34-38

36 и выше

39 и выше

13 лет

Д

М

25-31

31-36

32-37

37-41

38 и выше

42 и выше

Контрольные нормативы в беге на 20 м.

Класс

Девочки

Мальчики

высокий

выше среднего

средний

высокий

выше среднего

средний

11 лет

3,8 и менее

3,9-4,0

4,1

3,7 и менее

3,8-4,0

4,0-4,3

12 лет

3,7 и менее

3,8-4,1

4,2-4,4

3,5 и менее

3,6-3,8

3,9-4,1

13 лет

3,5 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,3 и менее

3,4-3,7

3,8-4,1

Передачи и броски мяча.

№ п/п

Контрольные упражнения

Возраст

11

12

13

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).

20

22

23

2.

5 штрафных бросков (попаданий).

2

2

3

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).

6

7

8

Уровень результатов работы по программе:

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(третий уровень)

Занятия в секции, овладение техникой игры в баскетбол

Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках

Организация соревнований по баскетболу для учащихся начальной школы, судейство на соревнованиях

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Способы  проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения  итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и городского масштабов.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Рабочая программа

всего

теория

практика

1.

Развитие баскетбола в России

2

2

-

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

2

2

-

3.

Общая и специальная физическая подготовка

24

24

4.

Основы техники и тактики игры

24

24

5.

Контрольные игры и соревнования

10

10

6.

Тестирование

10

10

Итого:

72

4

68

Содержание.

Кол-во

часов

1.

1

Развитие баскетбола в России

Теория.

1

2.

2

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

Теория.

1

3.

Общая и специальная физическая подготовка

Техника

1

3

Единая спортивная классификация..

ОФП

Теория.     ОФП

1

4

Совершенствование техники передвижения при нападении.

Техника.

1

5

Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

Такт.

1

6

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интегральная.

1

7

Костно- мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами.

Теория.    Техника

1

8

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.

Такт.

1

9

Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра.

Такт.

Интегральная.

1

10

Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов. ОФП

Теория.

ОФП

1

11

Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка.

Техника.

СФП

1

12

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча.

Такт.

1

13

Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Учебная игра.

Такт.

Интегральная.

1

14

Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

Теория.

Техника.

1

15

Взаимодействие трех игроков  - « скрестный  выход».

Такт.

1

16

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра.

С.Ф.П.

1

17

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теория.

ОФП

1

18

Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП

Техника.

СФП

1

19

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.

Такт.

1

20

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

Такт.

1

21

Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра

Теория.

Интеграл.

1

22

Контрольные испытания.

Бросок мяча над головой ( крюк. )

СФП

Контр.

Техника.

СФП

1

23

Систематический врачебный контроль  за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.

Теория.

ОФП

Такт.

1

24

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

Такт.

Интеграл.

1

25

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с поворотом кругом.

ОФП

Теория.

Техника.

ОФП

1

26

Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.

Техника.

1

27

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра.

Такт.

Интеграл.

1

28

Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП

Такт.

СФП

1

29

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.

Теория.

ОФП

Техника.

1

30

Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Такт.

1

4

Основы техники и тактики игры

31

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Многократное выполнение технических приемов.

Такт.

Интеграл.

1

32

Общая характеристика спортивной тренировки.

ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.

Теория.

ОФП

.

1

33

Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.

Техника. Интеграл.

1

34

Действия одного защитника против двух нападающих. СФП

Такт.     СФП

1

35

Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения.

Теория.  Техника.

1

36

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

1

37

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегральная.

1

38

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2.  Учебная игра.

Такт.  Интегральная.

1

39

Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники  броска мяча.

Теория     ОФП   Техника.

1

40

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

Такт.

2

41

Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра.

Тактика.

Интегральная.

1

42

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку.

Теория.

СФП

Техника.

1

43

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интеграл.

1

44

Инструкторская и судейская практика.

Учебная игра.

1

45

Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении.

Такт.

1

46

Инструкторская и судейская практика.

Учебная игра.

Интеграл.

1

47

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

ОФП

Техника.

ОФП

1

48

Физическая подготовка спортсмена.

СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Теория.

СФП

Техника.

1

49

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Такт.

1

50

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Интеграл.

1

51

Техническая подготовка юного спортсмена.

ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.

Теория.

ОФП

Техника.

2

52

Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Учебная игра.

Техника.

Интеграл

1

53

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Теория.

Интеграл.

1

54

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

Техника.

1

55

Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».  СФП

Такт.

СФП

1

56

Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

Интеграл.

1

57

Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Теория.

Интеграл.

Техника.

1

58

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

5

Контрольные игры и соревнования

59

Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра.

Теория.

Интеграл.

1

60

Совершенствование техники ведения мяча.

Техника.

1

61

Учет в процессе спортивной тренировки.

ОФП.

Теория.

ОФП

1

62

Правила игры и методика судейства.

Учебная игра.

Теория.

Интеграл.

1

63

Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП

Такт.

СФП

1

6

Тестирование

64

История развития баскетбола.

Контрольные испытания.

Теория.

Контр.

1

65

Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра.

1

66

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техника.

1

67

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интеграл.

1

68

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интеграл.

1

Итого:

7 2

Содержание обучения.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и  комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л А Зданевич, «Просвещение». М. 2008)  При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Развитие баскетбола в России.

История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.     Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

Общая и специальная физическая подготовка.

Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.

Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча. Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков.   Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой .

Врачебный контроль за юными спортсменами.  Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.  Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Основы техники и тактики игры

Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки.  Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.

Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».

Сущность и назначение планирования и его виды.  Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Контрольные игры и соревнования

Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

Тестирование

История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Методическое обеспечение программы

Формы организации работы с детьми

- Групповые учебно-тренировочные занятия.

- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.

- Восстановительные мероприятия.

- Участие в матчевых встречах.

- Участие в соревнованиях.

- Зачеты, тестирования.

Принципы организации обучения

1. Принцип доступности и индивидуализации

2. Принцип постепенности

3. Принцип систематичности и последовательности

4. Принцип сознательности и активности

5. Принцип наглядности

Средства обучения

1. Общепедагогические (слово и сенсорно-образ­ные воздействия)

2. Специфические средства (физические уп­ражнения).

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса

1. Словесный метод: рассказ, объяснение, коман­ды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

2. Наглядный метод: показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования

3. Практический метод

4. Игровой метод

5. Соревновательный метод

Список литературы

  1. «Баскетбол:  теория и методика.   /Д .И. Нестеров , М.,ИЦ «Академия,2007»
  2. «.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк,  И. А. Водянников,  В Б.Гаптов,  Москва,1984
  3. «Физическая культура»  Л.Е Любомирский    Г.Б.Мейксон,В.И    Лях-
  4. М.:Просвещение,2001
  5. «Физическая культура» В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.Просвещение,1998.
  6. «Физическое воспитание учащихся   5-7 классов: Пособие для учителя/В.И.Лях ,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
  7. Настольная книга учителя физической культуры» Г И .Погадаев  ФиС,2000
  8. «Теория и методика физической культуры  издательство «Лань»,2003»
  9. «Физическая культура »  Н.В.Решетников    Ю.Л Кислицын  Г И Погадаев  ИЦ «Академия»,2008
  10. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007

Литература для детей и родителей

1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.

2. Венгер  Л А. Педагогика способностей.  Просвещение, 1973. - С.79-81.

3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.

4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.