Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
05.02.15 00:00

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

5  ( А )  класса    по  баскетболу

Оранжевый мяч

Направление: Спортивно-оздоровительное

Разработчик: учитель

Евтушенко СВ.

2014- 2015 гг.

Предисловие

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.

Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-9 и 10-11 классах по разделу «Баскетбол» школьной программы.

Баскетбол- один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Он включен в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе. Это занятия в спортивной секции по баскетболу , физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательной организации, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. У учащихся развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство  только физического развития, но и активного отдыха.

В пособии представлены доступные для учащихся  упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по баскетболу и в самостоятельных занятиях.

Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.

При написании методического пособия авторы руководствовались:

· требованиями нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новыми федеральными государственными образовательными стандартами основного и среднего общего образования;

· действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных организаций.

Пояснительная записка

В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, рост наркомании, алкоголизма, деградации личности, рост заболеваемости. К окончанию обучения в школе, по данным организации здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых школьников. Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами.

Баскетбол прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег и прыжки,  например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч у щита развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и  соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.

Игровая деятельность хороша не только для физического,  но и для  развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.

Школьники, занимающиеся баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,  лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,  в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Эти преимущества баскетболистов, несомненно, являются результатом самой игры.

Ребята всех возрастов приняли спортивную игру в баскетбол, как свою любимую игру и она привилась в их среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в стороне от столь массового увлечения.

Данная образовательная программа разработана на основе УМК: Внеурочная деятельность учащихся « Баскетбол». Г.А Колодницкий. М- «Просвещение» 2011год.

Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог, проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей,  может выбрать подходящий вариант реализации программы.

На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 35 часа - в год.

Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики игры в баскетбол.

Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, – 12-13 лет.

В секцию баскетбола принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям по физической культуре.

Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.

Задачи:

Обучающие:

- обучить технике и тактике игры в баскетбол;

- научить свободно и правильно применять правила в игре.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,

дисциплинированности;

- оказывать помощь воспитанникам в самопознании,

в самореализации;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему  миру;

- способствовать сплочению коллектива.

Развивающие:

- способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;

- содействовать правильному физическому развитию;

- прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;

способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

Формы проведения занятий

Занятия  в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных самими воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа учебных фильмов и т.д.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся после 1-го года обучения

должны знать:

- технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;

- составляющие самоконтроля спортсмена;

- основные правила игры в баскетболе;

- историю возникновения и развития баскетбола;

- гигиену повседневного быта. Режим дня.

Должны:

- владеть основными элементами игры в баскетбол;

- владеть основами тактики игры в баскетбол;

- освоить силовую подготовку.

Краткая характеристика баскетбола

Баскетбол ( от англ. Basket- корзина, ball- мяч) – игра с мячом двух команд по 5 человек на специальной площадке, с двух сторон которой находятся стойки с прикрепленными к ним кольцами. Кольцо (корзина) находится на высоте 3,05 м от пола.

Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. За каждый результативный бросок мяча в корзину соперников команда получает:

· за штрафной бросок – 1 очко;

· за бросок, сделанный в пределах трёхочковой линии, -2 очка;

· за бросок, сделанный из-за трёхочковой линии, - 3 очка.

Победителем становится команда, набравшая большее количество очков по истечении игрового времени. Ничьих в баскетболе не бывает. При равном счете по истечении основного времени матча назначается овертайм (5 мин дополнительного времени), если и по его окончании счет будет равен, назначается второй овертайм, третий овертайм и т.д. до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

Всего в команде 12 человек (5 полевых игроков и 7 запасных). Количество замен в баскетболе ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер. Игра продолжается четыре четверти, по 10 мин чистого времени каждая.

Место для игры. Площадка для игры в баскетбол представляет собой прямоугольник размером 28 м в длину и 15 м в ширину от внутреннего края ограничивающих линий для официальных соревнований ФИБА. Для всех других соревнований игровые площадки должны быть с минимальными размерами 26х14 м.

Баскетбольная площадка разделена на две разные половины центральной линией. Каждая половина имеет одинаковую разметку.

Баскетбольный мяч. Имеет сферическую форму оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Масса мяча составляет 567-650 г, окружность – 750-780 мм. Используются так же и мячи меньших размеров.

Принятое деление баскетбольных мячей по размерам

Размер

Длина окружности, мм

Масса, г

Размер 7

750-780

567-650

Размер 6

720-740

500-540

Размер 5

690-710

470-500

Размер 3

560-580

300-330

В играх мужских команд используются мячи «размер 7», в играх женских команд- «размер 6», в матчах по мини-баскетболу – «размер 5», в играх команд подросткового возраста – «размер 5», для детей младше 9 лет вес мяча составляет 300-330 г.

Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (англ. Indoor) и универсальные, т.е. пригородные для использования и в помещениях, и на улице (англ. Indoor|outdoor).

Примерное распределение учебного материала по баскетболу по классам представлено ниже в таблице.

п/п

Учебный материал

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)

1

Правила безопасности и профилактика травматизма  на занятиях по баскет-

болу

2

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов

3

Тактические действия в баскетболе

4

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей

Передвижения и остановки без мяча

1

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево.

Р

З

З

С

С

С

С

2

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений.

Р

З

З

С

С

С

С

3

Остановки: двумя шагами, прыжком.

Р

З

С

+

+

+

+

4

Прыжки, повороты вперед, на-

зад.

Р

З

С

+

+

+

+

5

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

+

+

+

+

+

+

+

Ловля мяча

Ловля мяча:

· двумя руками на уровне

груди;

· двумя руками «высокого»

мяча (в прыжке)

Р

З

З

С

Р

+

З

+

С

+

С

Передача мяча

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Р

З

З

С

С

С

С

2

Передача мяча одной рукой от плеча

Р

З

С

С

С

3

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

Р

З

С

С

4

Передача двумя руками сверху

Р

З

С

5

Передача мяча одной рукой снизу вперед

Р, З

С

6

Передача мяча одной рукой снизу назад

Р, З

С

7

Передача мяча одной рукой из-за спины

Р, З

С

Ведение мяча

1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Р

З

З

С

С

С

С

2

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Р

З

С

С

С

С

3

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Р

З

З

С

С

С

С

4

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Р

З

З

С

С

5

Ведение мяча с изменением направления движения

Р

З

З

З

С

С

С

6

Ведение мяча с обводкой препятствий

Р

З

З

С

С

Броски мяча

1

Бросок двумя руками от груди

Р

З

З

З

С

С

С

2

Бросок одной рукой от плеча с места

Р

З

З

З

С

С

С

3

Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения

Р

З

З

С

С

С

п/п

Учебный материал

5

6

7

8

9

10

11

4

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Р

З

С

5

Штрафной бросок

Р

Р

З

С

С

Отбор мяча

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Р

З

З

С

С

С

2

Вырывание мяча из рук соперника

З

З

С

С

С

3

Накрывание мяча при броске

Р

З

С

С

Отвлекающие приемы (финты)

1

Финты без мяча

Р

З

С

С

С

С

2

Финты с мячом

Р

Р

Р

З

С

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

+

+

+

+

+

+

+

2

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

+

+

+

+

+

+

+

Тактика игры

1

Индивидуальные действия в нападении и защите

Р

Р

З

З

С

С

2

Групповые действия в нападении и защите:

· взаимодействие двух игроков;

· взаимодействие нападающих

против одного защитника (2Х1);

· взаимодействие двух

нападающих против двух защитников (2Х2);

· взаимодействие двух игроков в

нападении через «заслон»;

· взаимодействие трех нападаю-

щих против двух защитников (3Х2);

· взаимодействие в нападении с

участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);

· взаимодействие в нападении с

участием трех игроков («тройка»);

· взаимодействие в нападении с

участием трех игроков («малая восьмер-

ка»)

Р

Р

З

Р

С

З

Р

Р

Р

З

С

С

З

З

З

С

Р

Р

С

С

С

С

С

С

З

З

С

С

С

С

С

С

С

С

3

Командные действия в нападении и защите:

· позиционное нападение;

· зонная защита

Р,З

Р,З

С

С

4

Двусторонняя учебная игра

+

+

+

+

+

+

+

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

+

+

+

+

+

+

2

Игры, развивающие физические способности

+

+

+

+

+

+

+

Физическая подготовка

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

+

+

+

+

+

+

+

Судейская практика

Судейство игры в баскетболе

+

+

+

+

Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З- закрепление двигательного действия; С- совершенствование двигательного действия; (+)- указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.

Тематическое планирование 5кл.

Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Содержание занятий

Форма проведения занятия

1

1

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

Теория

2

Передвижения и остановки без мяча

1

1

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Практика

3

1

1

Остановки: двумя шагам, прыжком

Практика

4

1

1

Прыжки, повороты вперед, назад

Практика

5

1

1

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Практика

6

Ловля мяча

1

1

Ловля мяча:

-двумя руками на уровне груди;

-двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Практика

7

Передача мяча

1

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Практика

8

1

1

Передача мяча одной рукой от плеча

Практика

9

1

1

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

Практика

10

1

1

Передача мяча двумя руками сверху

Практика

11

1

1

Передача мяча одной рукой снизу вперед

Практика

12

1

1

Передача мяча одной рукой снизу назад

Практика

13

Ведение мяча

1

1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Практика

14

1

1

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Практика

15

1

1

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Практика

16

1

1

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Практика

17

Броски мяча

1

1

Бросок двумя руками от груди с места

Практика

18

1

1

Бросок одной рукой от плеча с места

Практика

19

1

1

Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения

Практика

20

1

1

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Практика

21

Отбор мяча

1

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Практика

22

1

1

Вырывание мяча из рук соперника

Практика

23

1

1

Накрывание мяча при броске

Практика

24

Отвлекающие приемы (финты)

1

1

Финты без мяча

Практика

25

1

1

Финты с мячом

Практика

26

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

1

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Практика

27

1

1

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Практика

28

1

1

Индивидуальные действия в нападении в защите

Практика

29

Техника игры

1

1

Взаимодействие двух игроков

Практика

30

1

1

Взаимодействие двух нападающих против одного защитника

Практика

31

1

1

Двусторонняя учебная игра

Практика

32

Подвижные игры и эстафеты

1

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Практика

33

1

1

Игры, развивающие физические способности

Практика

34

Физическая подготовка

1

1

Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей.

Практика

Тематическое планирование 6кл.

Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Содержание занятий

Форма проведения занятия

1

1

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

Теория

2

Передвижения и остановки без мяча

1

1

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Практика

3

1

1

Остановки: двумя шагам, прыжком

Практика

4

1

1

Прыжки, повороты вперед, назад

Практика

5

1

1

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Практика

6

Ловля мяча

1

1

Ловля мяча:

-двумя руками на уровне груди;

-двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Практика

7

Передача мяча

1

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Практика

8

1

1

Передача мяча одной рукой от плеча

Практика

9

1

1

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

Практика

10

1

1

Передача мяча двумя руками сверху

Практика

11

1

1

Передача мяча одной рукой снизу вперед

Практика

12

1

1

Передача мяча одной рукой снизу назад

Практика

13

Ведение мяча

1

1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Практика

14

1

1

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Практика

15

1

1

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Практика

16

1

1

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Практика

17

Броски мяча

1

1

Бросок двумя руками от груди с места

Практика

18

1

1

Бросок одной рукой от плеча с места

Практика

19

1

1

Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения

Практика

20

1

1

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Практика

21

Отбор мяча

1

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Практика

22

1

1

Вырывание мяча из рук соперника

Практика

23

1

1

Накрывание мяча при броске

Практика

24

Отвлекающие приемы (финты)

1

1

Финты без мяча

Практика

25

1

1

Финты с мячом

Практика

26

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

1

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Практика

27

1

1

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Практика

28

1

1

Индивидуальные действия в нападении в защите

Практика

29

Техника игры

1

1

Взаимодействие двух игроков

Практика

30

1

1

Взаимодействие двух нападающих против одного защитника

Практика

31

1

1

Двусторонняя учебная игра

Практика

32

Подвижные игры и эстафеты

1

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Практика

33

1

1

Игры, развивающие физические способности

Практика

34

Физическая подготовка

1

1

Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости.

Практика

Тематическое планирование 7кл.

Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Содержание занятий

Форма проведения занятия

1

1

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

Теория

2

Передвижения и остановки без мяча

1

1

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Практика

3

1

1

Остановки: двумя шагам, прыжком

Практика

4

1

1

Прыжки, повороты вперед, назад

Практика

5

1

1

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Практика

6

Ловля мяча

1

1

Ловля мяча:

-двумя руками на уровне груди;

-двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Практика

7

Передача мяча

1

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Практика

8

1

1

Передача мяча одной рукой от плеча

Практика

9

1

1

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

Практика

10

1

1

Передача мяча двумя руками сверху

Практика

11

1

1

Передача мяча одной рукой снизу вперед

Практика

12

1

1

Передача мяча одной рукой снизу назад

Практика

13

Ведение мяча

1

1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Практика

14

1

1

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Практика

15

1

1

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Практика

16

1

1

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Практика

17

Броски мяча

1

1

Бросок двумя руками от груди с места

Практика

18

1

1

Бросок одной рукой от плеча с места

Практика

19

1

1

Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения

Практика

20

1

1

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Практика

21

Отбор мяча

1

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Практика

22

1

1

Вырывание мяча из рук соперника

Практика

23

1

1

Накрывание мяча при броске

Практика

24

Отвлекающие приемы (финты)

1

1

Финты без мяча

Практика

25

1

1

Финты с мячом

Практика

26

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

1

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Практика

27

1

1

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Практика

28

1

1

Индивидуальные действия в нападении в защите

Практика

29

Техника игры

1

1

Взаимодействие двух игроков

Практика

30

1

1

Взаимодействие двух нападающих против одного защитника

Практика

31

1

1

Двусторонняя учебная игра

Практика

32

Подвижные игры и эстафеты

1

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Практика

33

1

1

Игры, развивающие физические способности

Практика

34

Физическая подготовка

1

1

Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости.

Практика

Содержание и организация занятий по баскетболу

Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательных организаций занимаются баскетболом в спортивной секции общеобразовательной организации, участвуют во внутри школьных и внешкольных соревнованиях по баскетболу.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по баскетболу являются:

· пропаганда здорового образа жизни, укреплению здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

· популяризация баскетбола как вид спорта и активного отдыха (физической реакции);

· формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

· обучение технике и тактике игры в баскетбол;

· развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

· формирование необходимых теоретических знаний;

· воспитание моральных и волевых качеств.

Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а затем защиты). Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.

Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:

1. Ознакомление с приемами.

2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.

3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке.

4. Применение приема в игре.

В основе успешного выполнения всех технических приемов в баскетболе лежит умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с баскетбольным мячом, не содержащие непосредственно игровых приемов.

Упражнения с баскетбольным мячом:

· и. п. – ноги врозь, мяч внизу; присесть и поднять мяч над головой;

· и. п. – мяч над головой; выполнить выпады вправо (влево), подавая мяч вперед;

· и. п. – ноги шире плеч, мяч впереди; наклониться вперед, подбросить мяч между ног вверх, выпрямиться с поворотом вправо (влево) и поймать мяч двумя руками (рис. 1, а);

· и. п. – ноги шире плеч, мяч вверху; выполнить наклон вниз с последующим броском мяча между ногами за спину вверх, затем, выпрямляясь, развернуться на 180° и поймать мяч над головой (рис. 1, б);

· и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками (рис. 1,в);

· и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;

· и. п. – упор лежа сзади, ноги согнуты, мяч на животе; перемещаться «крабом» в различных положениях, удерживая мяч (рис. 1, г);

· и. п. – мяч перед собой; перекладывая мяч из одной руки в другую, выполнить круговые движения мячом вокруг шеи, туловища вправо (влево) (рис. 1,д);

· и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку вокруг правой (левой) ноги (рис. 1, е);

· и. п. - полу присед; перевести мяч с руки на руку вокруг ног (рис. 1, ж);

· и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку «восьмеркой» вокруг и между ног (рис. 1, з);

· и. п. - стойка баскетболиста: выполнять ведение мяча между ног по «восьмерке», поочередно обводя правую и левую ногу;

· и. п. стойка на правом (левом) колене: выполнить ведение мяча сначала вокруг впереди стоящей ноги, затем вокруг обеих ног (рис. 1, и)

При проведении двусторонних учебных игр необходимо распределять занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся должны использовать весь свой арсенал технико-тактических приемов и действий. Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия «передай мяч и выходи на свободное место» дополнительными премиальными очками. Замены следует производить после заброшенного мяча или через каждые 2-3 мин.

Чтобы избежать затраты времени на ведение мяча, следует ограничить количество попыток ведения в одной атаке тремя-четырьмя. В защите обучаемые должны играть по принципу «игрок держит игрока». Целесообразно к судейству игры привлекать учащихся  в качестве помощников судьи.

В игровой деятельности необходимо постоянно обращать внимание на индивидуальные действия игроков без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите.

При оценивании действий игрока без мяча следует учитывать:

· выбор благоприятной позиции для получения мяча;

· своевременный выход на выбранную позицию;

· опеку игрока команды соперника без мяча;

· защитные действия против игрока с мячом;

· способы перемещения по площадке.

При оценке действий игрока с мячом следует учитывать:

· умение маскировать свои действия финтами;

· точность передачи мяча;

· технику и скорость ведения мяча;

· выход на удобную позицию для выполнения броска и его точность.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Учащиеся после 1-го года обучения

должны знать:

- технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;

- составляющие самоконтроля спортсмена;

- основные правила игры в баскетболе;

- историю возникновения и развития баскетбола;

- гигиену повседневного быта. Режим дня.

Должны:

- владеть основными элементами игры в баскетбол;

- владеть основами тактики игры в баскетбол;

- освоить силовую подготовку.

Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Баскетбол» школьной программы.

В результате изучения раздела «Баскетбол» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:

Знать

· Значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

· Правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;

· Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники

· Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

· Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

· Контрольные упражнения (двигательные тесты)  для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

· Основное содержание правил соревнований по баскетболу;

· Жесты баскетбольного судьи;

· Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;

Уметь

· Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;

· Выполнять технические приемы и тактические действия;

· Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу;

· Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

· Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;

Оснащенность учебно-тренировочного процесса (учебный инвентарь и оборудование): Мячи баскетбольные тренировочные, мячи баскетбольные матчевые, насос с иглой для надувания мячей, сетка для переноса и хранения мячей, фермы настенные баскетбольные, щиты тренировочные навесные с кольцом и сеткой, демонстрационная доска, свисток судейский, секундомер (механический или электронный), табло перекидное, набивные мячи весом 1-2кг, скамейки гимнастические и разновысокие тумбы (для развития прыгучести и прыжковой выносливости), скакалки гимнастические, переносные стойки для обводки, конусы с отверстием, жилетки разного цвета с номерами.

Причины и предупреждение травматизма на занятиях по баскетболу

Баскетбол – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля и ведение мяча), которые выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру спортивной площадке.

Обманные движения (финты), попытки перехвата мяча, столкновения игроков при беге и выполнении прыжков под баскетбольным щитом (в борьбе за летящий мяч), применение во время игры грубых и опасных приемов (толчки, удары), метеорологические факторы (дождь) могут привести к различным травмам.

Наиболее типичные травмы:  повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной ловле сильной передачи мяча от партнера, при перехвате мяча, при борьбе за мяч после отскока от щита или от корзины); ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении);  растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника; травмы лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др.

Несчастный случай

Нападающий команды соперника выполнил бросок мяча по кольцу, защитник при подборе мяча неудачно выпрыгнул и попал под локоть центрового. Удар был с такой силы, что защитник получил открытый перелом носа и сотрясение мозга средней тяжести

Для предотвращения травматизма на занятиях по баскетболу необходимо знать причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения и тренировки.

Причины травматизма:

· неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале, на спортивной площадке;

· недостаточная разминка или отсутствие её;

· недисциплинированность, например, кто-то из занимающихся после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой занимающийся споткнулся об этот мяч и подвернул ногу;

· жесткие (перекаченные) мячи;

· столкновение игроков в игровой и соревновательной деятельности (при перехватах мяча, выполнении финтов и т.п.);

· неудачное приземление при прыжке;

· умышленное нарушение правил игры, например задерживание руками соперника, подножка и т.п.;

· грубость в игре (толчок соперника, удар по рукам), некорректное поведение (преднамеренный удар ногой или кулаком по мячу и др.);

· препятствование движению соперника – раскрывать руки или подставлять свою спину, бедра, колени (рис. 2);

· недостаточно надежная установка и крепление баскетбольных щитов;

· слишком близкое расположение скамеек от границы игровой площадки;

· Неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия: слабое освещение и вентиляция, низкая температура воздуха, ослепляющие лучи солнца и др.

При проведении занятий по баскетболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго соблюдать следующие меры безопасности:

1. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам игры.

2. Занятия по баскетболу проводить на сухой спортивной площадке с ровным покрытием или в спортивном зале с чистым и сухим полом.

3. Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники  света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.

4. До начала занятий проверить состояние, готовность баскетбольной площадки и наличие необходимого спортивного инвентаря. Убрать посторонние предметы с игровой площадки.

5. Перед занятием проветрить спортивный зал.

6. Баскетбольные мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами .

7. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и в спортивной обуви (тренировочный костюм, майка, трусы, кроссовки с нескользящей подошвой), предусмотренных правилами игры. Ногти на руках должны быть  коротко острижены.

8. Перед занятием занимающимся необходимо снять кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.

9. В начале занятия обязательно выполнить разминку и специальные упражнения для мышц и связок рук, пальцев, коленного и голеностопного суставов.

10.На занятиях строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя физической культуры (тренера, судьи, капитана команды).

11.Особую осторожность проявлять вблизи стен или возле какого-либо спортивного оборудования. Все острые и выступающие части оборудовать предварительно заложить гимнастическими матами или огородить.

Запрещается:

· Во время отработки приемов игры использовать мячи нестандартных размеров и массы;

· Играть на неровных и скользких поверхностях;

· На занятиях жевать жевательную резинку, сосать конфеты, леденцы и т.п.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры – основа обеспечения безопасности на занятиях по баскетболу.

Библиография.

1. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий

Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол  пособие для учителей и методистов (ФГОС). – М. : Просвещение, 2013. -112 с.

2. Физическая  культура. 5-7 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для общеобразовательных учреждений.

 

Последнее обновление 05.02.18 13:14