Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
06.03.14 00:00

Мастер - класс

учитель Галушкина О.В.

Обратите внимание на выставку, которую я подготовила:

Слайд № 2

Пирамида Хеопса -  самая известная из египетских пирамид,

Парфенон - знаменитый греческий храм,

Скульптура Аполлона  Бельведерского,

Непревзойденная « Джоконда » Леонардо да Винчи,

Этюды Шопена, музыка Бетховена,  стихи Пушкина.

 

С первого взгляда она кажется сумбурной. Но есть в ней нечто общее.            - Как вы думаете что? (эти все произведения прекрасны, гармоничные, вызывают восхищение, являются шедеврами мирового искусства, красивы).

 

Вы правы. Подводя итог можно сказать, что их связывает красота.

Красота скульптуры, красота храма, красота симфонии, красота поэзии.          - А разве можно сравнить красоту храма с красотой ноктюрна?

 

Оказывается можно, если найти единые критерии прекрасного и открыть

общие формулы красоты.

- А есть ли формула красоты? Давайте попытаемся её найти. Это и будет целью мастер -  класса.

 

Если посмотреть на окружающий мир, то  можно обнаружить законы симметрии и подобия. В строении человека тоже существует симметрия: 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги.

 

- Но почему же лицо и облик одного человека нам нравится, а другого нет.

Значит, закон симметрии недостаточен для определения прекрасного.

Нужно найти ещё какой-то критерий.                                                                               - Какой же это критерий? (пропорциональность)

 

Оказывается, наше лицо и тело имеют определенные пропорции.

А это уже математическое понятие. Значит, понятию красоты можно дать научное и математическое объяснение.

 

- Что такое пропорция? (равенство двух отношений)

- А что такое отношение? (частное двух чисел)

Слайд № 3

Отвлечемся от математики и рассмотрим такую ситуацию: прогуливаясь по парку, вы увидели свободную лавочку, и вам захотелось сесть и отдохнуть. Карточка №1.(Лавочка)   Слайд № 4

Задание: отметьте «галочкой» место, где вы сядете на лавочке.

Результаты эксперимента проанализируем позже.

 

Перенесём эту ситуацию в геометрию. Заменим лавочку отрезком.

Слайд № 5

Задание. Разделите точкой отрезок на две части. Как это можно сделать?

1-случай. (посередине)

Составим два отношения. Эти отношения равны. Значит, точка С делит отрезок АВ на пропорциональные отрезки.

 

2-случай. (на две неравные части: 2см и 8см)

При таком делении нет пропорциональных отрезков.

-А можно ли найти на отрезке ещё одну точку, которая разделит отрезок на пропорциональные отрезки?

 

Вопросом пропорционального деления отрезка на неравные части занимался ещё в 6 веке  д.н. эры древнегреческий философ и математик Пифагор. Он нашел такую точку, отличную от середины, которая делит отрезок на пропорциональные отрезки.

Слайд № 6

Деление, при котором целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей называется «золотым делением». А вы слышали о «золотой середине»? ( да, слышали, но не знаем где она есть).

Слайд № 7

- На каком из указанных отрезков есть «золотая середина»?

Если отрезок разделить пополам, то такое деление выглядит уравновешенным, мертвым. Если точку деления взять слишком близко к одному из концов отрезка, то новая конфигурация будет выглядеть неуравновешенной, беспокойной. Только некоторая «золотая середина» обеспечит единство симметрии и асимметрии, т.е. гармонию. (3-й случай)

 

В настоящее время эта математическая закономерность носит название «золотое сечение», которое ввел в обиход Леонардо да Винчи.

 

-Давайте вернемся к ситуации с лавочкой. Кто-то из вас сел на середину лавочки, кто-то с краю, а кто-то в «золотую середину». Некоторые люди интуитивно садятся на «золотую середину», в одну треть лавки.

Слайд № 8

-А как же практически найти «золотое сечение»? Древние мастера использовали циркуль и линейку, причем были найдены различные способы построения. Рассмотрим один из способов построения «золотого сечения»

Карточка №2 (Построение «золотого сечения»).

Слайд № 9

Итак, найдена, казалось бы, совершенно ординарная точка на обычном отрезке. А между тем ею обеспечивается присутствие красоты, соразмерности всех частей!!! т. е. гармонии.

Слайд № 10

В эпоху возрождения «золотое сечение» было очень популярно среди художников, Так выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение её сторон равнялось Ф, т. е. длина прямоугольника в 1,6 раза больше ширины. Такой прямоугольник называется «золотым».

Карточка 3 (Построение «золотого» прямоугольника).

Для его построения нужно взять квадрат. Разделить его на два равных прямоугольника. Провести диагональ одного из них. Циркулем провести окружность с центром (А; АВ) и достроить до прямоугольника.

Слайд № 11

Природа обладает абсолютной соразмерностью, т. е. гармонией. Это её свойство потрясает наше воображение.

Слайд № 12

Среди придорожных трав растёт ничем не приметное растение – цикорий. Отростки находятся в «золотой пропорции», длина лепестков тоже подчинена «золотой пропорции».

 

В ящерице тоже улавливаются приятные для нашего глаза пропорции.

Природа сама осуществила деление на симметричные части и «золотые пропорции».

Слайд № 13

Со времен Леонардо да Винчи известно, что тело человека имеет пропорции «золотого сечения», наши руки и ноги, лицо и голова точно соразмерны в своих частях, т.е. смотрятся гармонично. Скульпторы использовали эти пропорции в своих скульптурах. Индивидуальные черты мы получаем именно из-за некоторых несоответствий «золотым пропорциям».

Слайд № 14

Греческий храм Парфенон. Все его части подчинены «золотым сечениям».

Слайд № 15

Храм В. Блаженного. Он великолепен. На рисунке виден целый ряд закономерностей, связанных с «золотым сечением».

Слайд № 16

Стихотворение А.С. Пушкина «Сапожник» состоит из 13 строк. В нем выделяются две смысловые части: первая в 8 строк и вторая – мораль притчи  - в 5 строк.  Эти части подчинены «золотому сечению».

Слайд № 17

В восьмитактных мелодиях Шопена высшая точка приходится на долю пятого такта, т.е. находится в точке «золотого сечения». И таких примеров можно привести много. Существует музей  гармонии  «золотого сечения».

 

Итак, мы видим, что основой прекрасного является гармония. Гармонию обеспечивает «золотое сечение» Оно даёт наибольший художественный эффект и доставляет наибольшее удовольствие при восприятии.

 

Что касается природы, то она сама обеспечивает себе гармонию.

 

Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты поэты при создании своих шедевров используют знания о «золотом сечении».                                                                                   – А где и как мы, сидящие в этом зале учителя, можем использовать знания о «золотом сечении»?

 

Самое простое применение найдем сейчас при фотографировании.

Фотоаппарат есть сейчас почти у каждого. Можете уже сейчас фотографировать, используя правило «золотого сечения».

Слайд № 18-22

Тайна, открывающая гармонию идеальных фотографий проста – главные объекты на них расположены в соответствии принципами «золотого сечения», не посередине. Вооружаться здесь циркулем и линейкой не нужно.

Мысленно делим видоискатель на 9 секторов. Четыре центральных точки и будут для нас ключевыми. Теперь достаточно поместить главный объект в одну из этих точек и фотография заиграет.

 

- А где еще мы применяем или можем применить знания о «золотом сечении»? (Прическа, платье, сон и бодрствование)

 

-А можно ли знания о «золотом сечении» перенести на отношения между людьми? ( я думаю можно)

Я предлагаю рассмотреть отношения между людьми на основе «золотого сечения». Встретились двое красивых молодых людей и полюбили друг друга.

- Какие же отношения между ними могут быть?

Мультфильм

В первом случае сохраняется равновесие отношений, но оно ни к чему хорошему не приведет.

Во втором случае нарушено полностью равновесие в отношениях, такие отношения безнравственны.

И только в третьем случае в отношениях найдена «золотая середина».

Уступая, немного, друг другу и подавая руку помощи, они находят согласие. Их отношения высоко – нравственные, т. е. гармоничные.

А нам учителям в первую очередь нужно уметь находить «золотую середину» при общении с детьми, родителями, коллегами,

 

Вернемся к нашей выставке. Так что же делает эту выставку красивой?

(«золотое сечение» т. е. гармония). Можно сделать вывод: красота – это гармония, доставляющая эстетическое наслаждение. В отношениях между людьми должна быть ещё и нравственная красота.

 

Формула красоты

Красота – это единое гармоничное целое, полное                                                                     внутреннего содержания, доставляющее эстетическое            и нравственное наслаждение.

 

Раздумья о гармонии  вдохновили меня на создание песни.

 

«Золотая середина».

Текст и музыка Ольги Галушкиной.

 

Жизнь - штука сложная, как ни крути.

Как же себя в этом мире найти?

Как же гармонию мне обрести,

Душу и разум от споров спасти?

 

Важно находить «золотую середину».

Важно находить «золотую середину».

 

Водоворот черно-белых полос:

То вверх поднимусь, то лечу под откос!

Я в лабиринте устало бреду.

Только ее все никак не найду!

 

Как же мне найти «золотую середину».

Помогите мне найти «золотую середину».

 

В поисках истины и красоты

Правила здесь оказались просты:

Чтоб сохранить мне душевный покой,

Крайности я обойду стороной!

 

Я умею находить «золотую середину».

Я умею находить «золотую середину».