Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
05.10.12 00:00

Урок литературы в 3 «В»классе по теме : « Поэтические секреты».

Учитель Кудрявцева О.С.

Цели: ознакомить с новым литературным приёмом- палиндромом;

познакомить с вариантом творческой поэзии- фигурным стихом;

найти сходство в творчестве художников и поэтов.

 

Ход урока:

Учитель:                                 Начинаем урок литературного чтения и

 

Чтобы правильно читать

Разминку надо выполнять.

 

1.      Разминка

 

1. Откройте «читалочки» на с. 8, блок 5.         2 строки-  плавно, нараспев;

Работаем над техникой чтения                    2 строки-  скороговоркой;

2 строки-  с ударением на 4 сочетании;

 

2. А сейчас поработаем над  выразительностью.

 

-- Для чего мы учимся читать выразительно?

-- Что помогает нам в тексте выбрать нужную интонацию?

---Какие для этого используют знаки?  (  карточки--  !  ?   !!!  ?!   …)

Итак, прочитайте слово                                Правильно расставьте знаки и

прочитайте слова с заданной интонацией:

 

Урок-             бодро

с жалобным вздохом                                   там урок       беспокойно        ?!

капризно                                                      здесь урок     дерзко           !!!

будет урок    мечтательно…

что,урок        вопросительно ?

это урок        восторженно !

 

( к доске выходят 5 уч. выбирают и прикрепляют нужный знак, читают)

3. Развитие зрительной памяти  и скорости чтения.

 

Прочитать в течении 5 сек, запомнить и записать на листочках.  Каждому ряду –своё задание:

1ряд  Не лети, вид удивителен!

2 ряд    А шорохами зима хороша!

3 ряд    Ешь немытого ты меньше!

 

(Карточки вывесить на обратную сторону доски. Проверка-открыть доску- Встаньте те ,у кого фразы записаны без ошибок-молодцы! Остальные будьте внимательнее!)

2.          Разминка прошла. Будем мы  начинать

Стихи наизусть у вас проверять.

Проверку дом, задания мы проведём в виде конкурса чтецов. В жюри выбираются…

(стихи читают Свеженцев, …                , дощечки , маркеры)

3.       Давайте, друзья наш урок продолжать

секреты искусства нам надо узнать.

эксперименты мы проведём

и новое в мире искусства найдём.

Сегодня мы продолжаем путешествие в мир литературы. Чтобы легко и правильно выполнить все задания , вам нужно быть активными и внимательными. За каждый правильный ответ или оригинальное суждение ставьте себе на листиках1 балл. В конце урока вы сами оцените свою работу.

 

Итак, откройте учебники на с.47 и прочитайте название темы: « Лаборатория искусств.»

Как вы понимаете значение слова – лаборатория?

 

Лаборатория – это помещение для научных опытов и исследований.

 

В этой главе мы будем выступать в роли научных сотрудников лаборатории. Кто нас будет консультировать?                  ( Шалтай-болтай)

 

Рассмотрите шмуцтитул. Не кажется ли вам, что в нашей лаборатории появились странные существа? Рассмотрите  и прочитайте их названия. Что о них можно сказать?                   ( их не существует в природе)

А сейчас Шалтай – Болтай приглашает нас начать исследовательскую работу.

Итак, внимание, эксперимент! Что означает слово эксперимент прочитаем в словаре на с.170.

Итак, эксперимент!

 

(работа в парах)

--- Сейчас, вы будете работать в парах.

Перед вами в конвертах  на карточках розового цвета  написаны слова. Из них нужно сложить знакомую вам фразу. ( А роза упала на лапу Азора)

 

Вспомните, из какого произведения эта фраза и кто её говорит. В фильме Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему? В чём её особенность?

 

( если не назовут- обратится за помощью к консультанту и вернуться к заданию)

 

Хотите узнать как называется этот литературный приём? Для этого отправляемся к нашему консультанту на с. 172.

 

(палиндром- вывесить карточку на доску, повторить)

 

Для чего поэты прибегают к такому приему? ( это придает таинственность фразе, заставляет думать и удивляться)

Прочитайте эпиграф к нашей главе. Найдите палиндром. Зачем поэту Николаю Ладыгину понадобилась такая игра?  Давайте выясним у консультанта Кота Учёного значение слов лих и хил на с. 170.

 

Какой же смысл содержится в этих строчках?

 

Вывод:    отступая от общих правил, т.е., когда человек делает что-то не так, как другие, а по своему, он, с одной стороны проявляет свою смелость, а с другой – может выглядеть глупо.

 

Знаете ли вы, что приём палиндрома возник в эпоху античности в Древней Греции?

У этого направления есть свои выдающиеся мастера, среди них Николай Иванович Ладыгин.    (портрет)

 

Так что же такое палиндром? ( ответы детей)

 

Предлагаю ещё одно задание - в конвертах, на карточках синего цвета найдите и подчеркните палиндромы ,обязательно проверьте. Как будет читаться слово?

 

( у каждого по 5 слов, 3 из них – палиндромы)

 

Встречаются палиндромы и среди имён собственных, например, среди имен девочек нашего класса.  Догадались?  ( Алла, Анна)- карточки показать.

Вспомните начало урока. Где нам уже встречались фразы-палиндромы? (на разминке) Давайте проверим.   (прочитать)

 

 

А сейчас, продолжая экспериментировать, предлагаю выполнить задания по рядам.

 

 

 

1ряд    пто (потоп)       лет ( летел )         шал  (шалаш)

Составить палиндром из предложенных букв.

 

2 ряд  Кот на море романтик.

Проверьте, является ли фраза палиндромом.

 

3 ряд   Из слов составьте два палиндрома.

коту чемодан тащат на уток доме

 

проверка ( отвечающему показать лист с ответом)

 

3. Вспомните палиндром Николая Ладыгина. О чем он?  (поэт всегда рискует, выражая смелые мысли). Помня это, продолжаем наше исследование творчества и отправляемся в картинную галерею, чтобы понять замысел скульптора Сальвадора Дали. Прочитайте первый абзац на с. 50.

 

Посмотрите на изображение скульптора Сальвадора Дали « Космический слон». Подумайте, какие вопросы можно задать друг другу, чтобы исследовать картину?

Чем он необычен?

( он не создает впечатление мощного животного, он мелкий и вместо мощных ног у него тоненькие и длинные ножки)

Есть ли ещё приметы того, что этот слон – представитель волшебного мира . космический житель?

( у него золотые бивни, на спине он везет хрустальную пирамидку-  сверкающий кристалл. Это говорит о его связи с миром чудесного)

Как вы думаете, из чего сделан слон? (из бронзы и хрусталя)

Какое значение имеет эта удивительная пирамидка из горного хрусталя? (это воплощение красоты космоса, тайны, это магический камень)

Что вы можете сказать о походке слона? ( он идет не спеша, с достоинством, осторожно предвигая ноги, создается впечатление , что он знает ,куда идет, он хранитель тайн космоса)

 

Подходит ли к произведению Дали палиндром Николая Ладыгина? ( Дали изображает слона не таким, каким мы привыкли его видеть в жизни, поэтому скульптор одновременно и лих и хил).

 

4.          Продолжим исследовать смелое творчество поэтов. Одним из них является древнегреческий поэт Симмий Родосский. Он изобрел зрительную форму стихотворения, которую назвали фигурной - он располагал строки стихотворения так, что текст приобретал очертания какой - либо фигуры, причем содержание всегда соответствовало внешнему виду. Например, стихи о любви он облекал в форму сердца. Примеры фигурных стихов лежат у вас в конвертах. Рассмотрите их. Что заметили?  (иностранные буквы) Верно, это говорит о том,что этим литературным приёмом пользуются в разных странах мира.

 

Сейчас я предлагаю вам присоединиться к творчеству смелых поэтов и поэкспериментировать, правда, с уже готовыми стихами и готовой формой. Возьмем идею Сальвадора Дали, слона, только форму более знакомую нам и стихи русских писателей.

Составьте из строк фигурный стих и положите его на форму с помощью клея. Обратите внимание на рифмы, они вам помогут.

 

( работа в группах)

Результаты вывесить на доску и прочитать.

 

5.                 Итак, понравились вам быть исследователями?

Какой вывод можно сделать о творчестве поэтов и художников?

 

(они не боятся смело выражать свои мысли и чувства, не боятся выглядеть смешными)

 

Что нового узнали? ( лит. приемы– палиндром, фигурный стих)

 

Молодцы! А теперь посчитайте количество баллов и поставьте себе отметку -5б.-«4» больше 5 –«5»; согласна - не согласна)

На следующем уроке мы выясним, как рождаются у поэтов художественные образы.

Дома вы придумайте и запишите несколько слов или фраз-палиндромов.

Понравился вам урок?

А закончить  я  хотела бы  палиндромом  -   как учитель-

Я РАД ДАРЯ! –

 

даря новые знания. Спасибо!

 

.