Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
16.12.11 00:00

Открытый урок  литературного чтения в 1 В классе

Тема:  « Малые жанры устного народного творчества: потешки, колыбельные, побасёнки, считалки, скороговорки. Обобщение.»

Цель урока:  Виды самостоятельной работы на уроках литературного чтения.

Учитель Кудрявцева О.С.

Задачи: создать условия для закрепления знаний  устного  народного творчества;

содействовать и вызывать интерес к русскому фольклору;

совершенствовать навык смыслового чтения,

обучение чтению по ролям;

обогащать лексический запас и грамматический строй речи,

развивать чувство юмора.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 

Милые мои, ребята, видеть вас я очень рада

 

И надеюсь я на вас,  замечательный мой класс,

 

Что меня не подведете, мыслью и умом блеснете,

 

Речью грамотной своей, чтоб порадовать гостей.

 

А девиз у нас такой: то что знаешь, не скрывай, на вопросы- отвечай!

 

Введение в тему

 

Сегодня мы заканчиваем путешествие по удивительной стране . А как она называется, вы попробуйте прочитать необычным способом.

НОЕУСТ    РОДНОЕНА     ЧЕСТВОТВОР

 

(УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

 

Объясните значение каждого слова

 

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то что произносится, но не пишется.

 

2.Народное – принадлежащее народу, передаваемое из поколения в поколение.

 

3. Творчество – создание чего – то нового.

 

(Устная речь- это звучащая речь, поэтому такие устные произведения называются Устным народным творчеством. Название произошло от старинного русского слова уста- рот, губы. До наших дней дошло творчество народа, которое передавалось из уст в уста от одного поколения человечества к другому.)

 

Этой стране , можно дать и другое название . Какое?

(ответ:ФОЛЬКЛОР)

Ответы детей.

 

Давайте представим , что ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных. Лепестки на нашем цветке непростые, они помогут нам вспомнить некоторых жителей страны Фольклора.

-Вы готовы?

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Сначала это …

 

икнесеп    еыньлебылок

 

 

(колыбельные песенки)

 

Учитель:  Для чего создавались колыбельные песенки?

Дети: Для  того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Учитель:  Какая колыбельная песня должна быть по характеру?

Дети:        Нежная, ласковая, спокойная, ритм у неё монотонный,

Поэтому колыбельные песенки поются спокойно, плавно.

 

 

Учитель: какая особенность есть у  колыбельной песни? В любую из них  можно  вставить имя того младенца, которому она поётся. Кто хочет спеть  свою колыбельную со своим именем?

 

(дети берут в руки куклу и поют песни)                  Лиза котик…

Работа в парах (на полосках бумаги    напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

 

Подчеркните слова, которые употребляются ласково.

 

Баюшки-баю-баю

Тебе песенку спою.

 

Расскажу я сказочку

Про звезду алмазочку,

 

Улиточку рогатую

Про белочку хвостатую,

 

Баю-баю-баю-бай

Ты же, милый, засыпай.

 

 

 

Изобразите, каким голосом и с каким настроением вы спели бы                эту колыбельную:

 

Люлю, люлю, люлю, бай,

Под окошком дед Бабай.

Под окошком дед Бабай

Говорит: «Вову отдай!»

 

 

Получилась колыбельная? Почему?

 

(Нет ласковых слов, произносится грубо, зло)

 

 

Учитель Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же песенками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна

 

(на доске портрет А.С.Пушкина).

 

 

Учитель: Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят…

 

(слолво потешки написано, пополам рарезано и сдвинуто)

 

Что вы о них знаете?

( потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.)

Мамы и нянюшки с помощью потешек знакомили ребёнка с окружающими предметами, бытом. Забавлять  и веселить  малыша надо тоже со смыслом: отвечать на его многочисленные вопросы и одновременно развивая речь малыша, его память  и  внимание.

 

Работа в парах

Прочитайте потешку и вставьте подходящее по смыслу (и рифме) слово

1 вариант

 

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы ……………..,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, ……………..!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

 

 

2 вариант

 

……….   в озере жила,

К нам с тобою приплыла.

Малыша мы будем мыть,

………  будем мы ловить.

Нам вода не холодна.

Где же …..? Вот она!

 

Прочитайте, что получилось.

 

Кто расскажет свою потешку?

 

Учитель: Как вы поняли,какое назначение у потешки?

 

Дети: Потешка развлекает и развивает малыша. Потешка помогает учить жестам, действиям.

 

В чём отличие колыбельной песни от потешки?

( потешки- для развлечения и обучения детей движениям, колыбельные –убаюкивающие, колыбельные спокойные , а потешки бодрые,похожи тем , что в них встречаются ласковые слова и предназначены для детей)

Учитель   Маленьких детишек развлекают потешками, а когда они становятся постарше, используют новый жанр –……

ПОБАСЁНКИ.( перевернуть)

Кто пояснит значение слова – побасёнки?

(Побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот из народной жизни(С.И.Ожегов))

Побасёнка – высмеивает плохие черты характера или показывает остроумие героя

Какие черты характера высмеивает побасёнка?

? Вам надо выбрать слова, которые  слова подходят к характеру героев

 

хитрый, глупый, умный, грустный, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.

 

Дети составляют характеристику каждого героя.

 

 

Выберите побасёнку которая понравилась прочитайте по ролям в парах.

1-й вариант- спрашивающий

2-й-отвечающий.

группа  готовится к инсценировке  побасёнок

Выберите себе  с кем вы будете  рассказывать побасёнку, постарайтесь её запомнить.

Сегодня , вы артисты и через несколько минут мы придём к вам  на ваше представление( хорошо читающие дети) .Работаем тихо!

Повторить  « Правила поведения в театре,  на концерте».Зрители аплодируют артистам.

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребят,

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества?

(  На  столе  у  каждого  ученика  карточка  с  набором  повторяющихся  и неповторяющихся  букв.)

Учитель:  вычеркните те буквы которые повторяются 3 раза

 

с у ч и т б у а л б о ч у к б а

(Индивидуальная  работа  детей.)

Учитель:  Прочитайте  слово, которое у вас получились.   (считалочка)

Длдя чего их придумывали в народе?

 

(С давних времён мальчишки и девочки любили играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их. )

Какие слова характерны для считалок?  ( 1,2,3,.., выйди вон, тебе водить и т.д.)

Найдите на листочках рисунки мальчиков. Самый высокий  хочет водить в игре. Посчитайте так , чтобы его желание исполнилось.

( счёт надо начинать с последнего мальчика)

-Расставьте буквы  по порядку, впишите их в пустые клеточки  и вы узнаете название следующего жанра. /карточка у каждого ученика/

с г о р а к о к о      р      в     к    о

1 6 3 4 12 11 5 6 7         10       8      2  9

Скороговорка- шуточная фраза,построенная так,что её трудно произносить . Нужна для развития артикуляции речи. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

 

Звенит звонок. Звонок зовёт.

И Зоя в класс к себе идёт.

Давайте с вами вспомним ,как надо правильно работать над скороговоркой. Я буду вам задавать вопросы, а вы правильно отвечать, ставя логическое ударение в словах.

-Что звенит? (ставим логическое ударение на слово «звонок»)

-Что делает звонок? (звенит)зовёт

-Кто идёт в класс? (Зоя)

-Куда идёт Зоя? ( в класс)

-К кому в класс идёт Зоя? ( к себе )

-Что делает Зоя? (идёт )

А теперь посоревнуемся между девчонками и мальчишками.

итог

 

Учитель: А теперь аудиоигра “Угадай-ка”.

Ваша задача: определить, к какому жанру относится произведение, показать карточку с надписью жанра:

 

Звучит запись

Вот и раскрыл все лепестки весёлый цветок фольклора . Посмотрите, какой наблюдательный народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками. Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений. Но не только устным творчеством радовал народ . В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка (Учитель показывает матрёшку)

 

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть- тоска её боится! ( Улыбка).

 

На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки.  Детки должны дорисовать ротик

 

- Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на уроке.

 

Рефлексия

Учитель: Я думаю, что наш урок удался и вы были активными, внимательными, дружными, красноречивыми, думающими, а поэтому я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями и оценить свою работу  Можете   .продолжить  фразы

 

 

 

1. Было интересно…

2. Было трудно

3. Я почувствовал, что…

4. Я научился…

5. У меня получилось …

6. Меня удивило…

7. Мне захотелось…

 

 

 

домашнее задание