Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
15.11.12 00:00

Тема "Как развивать познавательную активность учащихся на уроках технологии"

Учитель Черенкова Н.Э.

Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область «Технология». Разнообразие её содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация её – важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому нескольких раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать своё рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приёмам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. По мнению Х.Й. Лийметса, если учитель во всём направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н. Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

 

Последнее обновление 24.12.14 20:17