метки


Powered by Dapmoed




Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
07.04.14 13:35
Оглавление
программа развития гимназии итог
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Все страницы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ГИМНАЗИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НОВЫМ

ФГОС

Программа развития универсальных учебных действий составлена для

обучающихся 5-х классов Гимназии на основе требований ФГОС к структуре и

содержанию программы формирования УУД. Теоретико-методологической

основой для составления программы является пакет методических материалов по

разработке ФГОС основного общего образования.

Программа содержит:

- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени

основного общего образования;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- показатели сформированности универсальных учебных действий при

переходе от начального образования к основному общему образованию.

Данная программа является основой внутригимназического контроля над

качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована

при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов.

Для успешного обучения у обучающихся должны быть сформированы

личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Основная идея программы

Программа формирования универсальных учебных действий для основного

общего образования направлена на создание условий для повышения

образовательного и воспитательного потенциала образовательного

учреждения и реализацию компетентностного подхода в современной

системе образования.

Цель:

Обеспечение формирования важнейшей компетентности личности – умение

учиться, создание благоприятных условий для личностного и

познавательного развития обучающихся.

Задачи:

38

- конкретизировать требования Стандарта к личностным и метапредметным

результатам освоения Основной образовательной программы основного

общего образования;

- дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных

программ;

- служить основой разработки примерных учебных программ.

Теоретико-методологической основой проектирования программы

формирования универсальных учебных действий являются культурно-

исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов) и учение о

структуре и динамике психологического возраста (Л.С. Выготский).

Ожидаемые результаты реализации

1. Реализация данной программы позволит осуществить переход

– от определения цели гимназического обучения как условия знаний, умений,

навыков к определению цели как умения учиться;

– от изолированного от жизни изучения системы научных понятий,

составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания

обучения в контекст решения обучающимися жизненных задач, т.е. от

ориентации на учебно-предметное содержание гимназических предметов к

пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

– от стихийности учебной деятельности обучающегося к стратегии ее

целенаправленной организации и планомерного формирования;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли

учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

2. Внедрение программы формирования универсальных учебных действий

для основного общего образования школы позволит повысить эффективность

образовательно-воспитательного процесса и стать основой для проведения

мониторинга для оценки успешности личностного и познавательного

развития детей в ходе учебной деятельности, а также может быть

использована при разработке рабочих программ учителя и учебно-

методических материалов по предметам.

Условия реализации программы:

Кадровые – наличие учителей, являющихся творческой профессионально

компетентной личностью, осознающих смысл и цели образовательной

деятельности, умеющих составлять целостную образовательную программу,

наделённых способностью видеть индивидуальные качества учеников,

способных к профессиональному творческому росту.

Материальные – наличие актового и спортивного залов, оснащение всех

учебных кабинетов учебной мебелью (ученическими столами, стульями,

столами для учителей, компьютерными столами и креслами); наличие

современной компьютерной, печатающей, теле-видео-аудиоаппаратуры.

39

Информационные - наличие в гимназии библиотеки, комплекта оргтехники;

подключение к сети Интернет большинства компьютеров, наличие

электронного сайта.

В Программе формирования универсальных учебных действий для

основного общего образования выделены четыре блока универсальных

учебных действий.

1. Блок личностных универсальных учебных действий

- смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;

- развитие Я-концепции и самооценки;

-развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере

нравственно-этических отношений.

2. Блок регулятивных универсальных учебных действий

- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

- регуляция учебной деятельности;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

- самоконтроль и самооценивание

3. Блок познавательных универсальных учебных действий

- общеучебные действия;

- универсальные логические действия;

- действия постановки и решения проблем.

4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий

- межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра,

его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение

средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и

пр.);

- кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы

в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать

инициативу, решать конфликты);

- формирование личностной и познавательной рефлексии.

Этапы реализации программы, состав исполнителей

С целью реализации принципа преемственности программа будет

осуществляться в три этапа в соответствии со ступенями обучения.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных

предметов

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями

происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный

предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации

учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности

для формирования УУД.

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование

следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и

ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины

событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с

учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную

последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной

информации.

Приоритетной целью обучения литературе в 5 классе является

формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного

читателя, способного к использованию читательской деятельности как

средства самообразования. Читательская компетентность определяется

владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и

прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно

выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

51

В процессе работы с художественным произведением пятиклассник

осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с

окружающим миром, получает навык анализа положительных и

отрицательных действий героев, событий. Понимание значения

эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения

способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как

предпосылки собственного поведения в жизни.

Математика выступает как основа развития познавательных действий, в

первую очередь логических, включая и знаково-символические,

планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и

структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование,

дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика,

формирование элементов системного мышления, пространственного

воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать

аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести

поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Особое значение имеет математика для формирования общего приема

решения задач как универсального учебного действия. Обучающиеся

используют простейшие предметные, знаковые, графические модели,

таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с

содержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется

знакомство с математическим языком: развивается умение читать

математический текст, формируются речевые умения (дети учатся

высказывать суждения с использованием математических терминов и

понятий). Пятиклассники учатся ставить вопросы по ходу выполнения

задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного

действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать

результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет

развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей

работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять

контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В

процессе обучения математике обучающиеся учатся участвовать в

совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему

мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять

инициативу и самостоятельность.

При изучении математики формируются следующие УУД:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения

математических характеристик, устанавливать количественные и

пространственные отношения объектов окружающего мира;

- умение строить алгоритм поиска необходимой информации,

определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков

(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения

учебной задачи.

52

Русский язык обеспечивает формирование познавательных,

коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает

возможности для формирования логических действий анализа, сравнения,

установления причинно-следственных связей. Ориентация в

морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил

строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает

развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука

буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы)

и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД на уроках русского языка в пятом классе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в

различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного

решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические

высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов

речи и ситуаций общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и

позиции;

- умение задавать вопросы.

Предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в

изучении русского языка во многом определяют результаты обучения

обучающегося по другим предметам учебного плана, а также обеспечивают

успешность его «проживания» в детском обществе.

Иностранный язык формирует коммуникативную культуру

пятиклассника, способствует его общему речевому развитию, расширению

кругозора и воспитанию. Интегративной целью обучения иностранному

языку в пятом классе является формирование элементарной

коммуникативной компетенции на доступном для него уровне в основных

видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:

- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в

пределах речевых потребностей и возможностей;

- умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для

успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- умение координировано работать с разными компонентами учебно -

методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

Биология помогает пятикласснику в формировании личностного

восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы,

воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего

поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты

Земля. Знакомство с началами естественных наук в их единстве и

взаимосвязях даёт пятикласснику ключ к осмыслению личного опыта,

53

позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать

направление своих личных интересов.

При изучении курса «Биология» развиваются следующие УУД:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную

на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение

культуры и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений

окружающего мира;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять

характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать

факты и события культуры, истории общества.

Значение данных предметов состоит также в том, что в ходе его

изучения пятиклассники овладевают практико- ориентированными знаниями

для развития их экологической и культурологической грамотности и

соответствующих ей компетенций:

- умения использовать разные методы познания;

- соблюдать правила поведения в природе и обществе;

- способность оценивать своё место в окружающем мире, участвовать в

его созидании и др.

Изобразительное искусство в пятом классе является базовым предметом,

его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие

способностей и творческого потенциала ребенка, формирование

ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У

пятиклассника развивается способность восприятия сложных объектов и

явлений, их эмоционального оценивания. Изобразительное искусство

направлено в основном на формирование эмоционально образного,

художественного типа мышления, что является условием становления

интеллектуальной деятельности растущей личности.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства

проявляются:

– в умении видеть и воспринимать проявления художественной

культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн,

скульптура и др.);

– в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении

содержания и выразительных средств произведений искусства;

– в активном использовании языка изобразительного искусства и

различных художественных материалов для освоения содержания разных

учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

– в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных,

деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

54

– в умении организовывать самостоятельную художественно

творческую деятельность, выбирать средства для реализации

художественного замысла;

– в способности оценивать результаты художественно творческой

деятельности, собственной и одноклассников.

Музыка

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие

обучающихся обусловливается характером организации их музыкально-

учебной, художественно творческой деятельности. Содержание программы

обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через

наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение

музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально

пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых

произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в

том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально

творческой деятельности.

Физическая культура

Универсальными компетенциями обучающихся в пятом классе по

физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и

использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой

форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания

программы по физической культуре являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им

объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы

их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах

взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного

отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места

занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и

отдых в процессе её выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,

находить возможности и способы их улучшения;

55

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические

признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с

эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых

видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Технология

Важнейшей особенностью уроков технологии в пятом классе является

то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе

— предметно практической деятельности, которая служит в этом возрасте

необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного

и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного

мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная

деятельность на уроках технологии является основой формирования

познавательных способностей обучающихся, стремления активно познавать

историю материальной культуры и семейных традиций своего и других

народов и уважительно относиться к ним. Практико-ориентированная

направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным

путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных

предметов (математика, биология, изобразительное искусство, русский язык,

литература), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической

деятельности ученика. Это создаёт условия для развития инициативности,

изобретательности, гибкости мышления.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных

учебных действий при переходе от начального основному общему

образованию.

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все

звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы от

одной ступени обучения к другой.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с

игнорированием задачи целенаправленного формирования таких

универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые,

регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в

трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной

системы, имеет следующие причины:

• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и

содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего

образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению

успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

56

• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает

достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную

деятельность нового, более сложного уровня.

 



Последнее обновление 09.12.15 11:18
 

рубрика гимназиста



фотоальбом
подсказки

Официальный интернет-портал правовой информации